В середине сороковых годов XIX века стали строить много паровых судов. Заокеанские путешествия смогли совершать уже не только отдельные смельчаки, доверившие свою судьбу попутному ветру, но тысячи и сотни тысяч пассажиров. Грузы и пассажиры доставлялись к месту назначения строго по расписанию. Многим уже казалось, что человечество одержало победу
над морскими просторами.
И вдруг в 1862 году на протяжении одного месяца у берегов Ирландии погибли два больших пассажирских парохода.
"Произведённое следствие обнаружило, - писал знаменитый математик и инженер А.Н. Крылов, - что одной из главных причин гибели была погрешность в показаниях компаса, вследствие которой корабль шёл по ложному курсу".
Общественное мнение Англии встревожилось: казалось непонятным, почему компас, верой и правдой служивший водителям парусных судов, обманывает штурманов пароходов.
На долю русских учёных И.П. Коллонга и А.Н. Крылова выпала честь "обуздать" компас и вновь заставить его точно указывать морякам путь.
Какое же значение могла иметь для работы компаса замена парусов паровыми машинами?
На судах из дерева было мало железных предметов и ничто не отклоняло стрелки компаса. Иное дело - пароходы: многотонные паровые котлы притягивают магнитную стрелку, и она перестаёт точно указывать направление на север. Для устранения этого явления, называемого "девиацией компаса", И.П. Коллонг, при участии академика А.Н. Крылова, создал специальные приборы, которые с 1880 года устанавливались на пароходах.
{social}