This website works best with JavaScript enabled

sova

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕКvospit 

Среда, особенности воспитания, стиль взаимоотношений с родителями оказывают существенное воздействие на всю жизнь человека. В том числе и на становление человека как мужчины или женщины. Уже при рождении мальчиков и девочек не только одевают в одежду разных цветов (девочкам предназначается розовая, мальчикам – голубая), но к ним по-разному относятся и

ожидают от них разного поведения.
В одном психологическом исследовании ученые предлагали разным семейным парам некоторое время последить за младенцем. Половине пар говорили, что младенец – девочка, половине – мальчик (дети были одеты в нейтральную одежду, участники эксперимента не могли узнать истинный пол ребенка). Выяснилось, что стиль взаимодействия с младенцем зависел от того, считали они ребенка мальчиком или девочкой. Если испытуемые считали ребенка мальчиком, то они проявляли активность: подкидывали его, шевелили, а если девочка, то нежно укачивали и говорили ласковые слова. То есть, взрослые развивали в мальчике активность, зато по отношению к девочкам проявляли больше чувств. Если ребенок плакал, то про «мальчика» говорили, что у него сильный голос, он настоящий мужчина; про «девочку» – что она устала, хочет кушать, у нее очень нежный голосок. Получается, что взрослые заведомо относятся к младенцу-мальчику как к сильному мужчине, а девочке как к слабой женщине.
Одежда мальчиков (брюки, комбинезон) дает возможность для развития двигательной активности, а одежда девочек (платье) как бы говорит: не бегай, будь спокойной, аккуратной, не помни свое нарядное платье.
Ситуация 1. Однажды воскресным днем я наблюдала в парке такую картину. Дети играли в активные игры, бегали, шумели. И только одна девочка грустно сидела на скамейке рядом с мамой. Она была принцессой: пышное длинное платье, туфли, банты, белые носочки. Девочка с тоской смотрела на детей, периодически вскакивала, чтобы немного поиграть, но ее тут же останавливал оклик мамы: «Вика, аккуратнее! Упадешь! Испачкаешь платье». И Вика, еще более грустная, снова усаживалась на скамейку. Мне было искренне жаль эту грустную девочку, которая должна была всеми силами беречь свое платье.
Ребенок, наблюдая за своим ближайшим окружением, усваивает особенности мужского и женского поведения; теперь он четко знает, что можно и нужно, а что нельзя делать мужчине и женщине. Ребенок, идентифицируя себя с родителем своего пола, выбирает для себя полотипичные модели поведения. Так, девочки, подражая маме, учатся готовить, стирать, шить, а мальчики предпочитают активные игры, машинки и т. п. Родители поощряют «женские» занятия девочек – например, покупая им куклы, приучая готовить, отдавая на курсы шитья. Точно также обычно относятся и к мальчикам: «мужские» пристрастия мальчиков (машинки, самолеты и т.д.) одобряются. Это очень хорошо, что дети подражают родителям. Но для гармоничного развития ребенок должен осваивать различные виды деятельности. Совсем не плохо, если мальчик умеет вязать или мыть пол, а девочка может увлекаться авиамоделизмом. К сожалению, очень редко можно видеть, как родители положительно относятся к «неженским» увлечениям девочек и «немужским» – мальчиков.
Ситуация 2. Таня и Витя брат и сестра. На даче они увидели как дедушка чинит скамейку, прибивая оторвавшуюся доску. Таня и Витя, конечно же, бросились помогать дедушке. Дедушка с радостью дал молоток Вите, а Тане сказал, что это не женское дело, лучше бы она пошла помогать бабушке полоть грядки. Таня терпеливо ждала и смотрела как Витя стучит по гвоздю. После того как Витя попал себе по пальцу молотком, он заплакал. «Ну что ревешь как девчонка, будь мужчиной!», - сказал дедушка. Расстроенный и пристыженный Витя убежал, чтобы дедушка не видел его слез. После этого взяла молоток Таня. Она стучала и стучала. Ей нравилось, не смотря на ворчание дедушки. Потом и Таня стукнула себе по пальцу. «Ну что, поняла, что не женское это дело?», - быстро отреагировал дедушка, отбирая у Тани молоток.
Дедушка следовал устоявшимся стереотипам: «мальчики не плачут», «работать молотком – не женское дело». Вместо того, чтобы поддержать детей, дедушка не дал возможности Вите выразить свои эмоции, точнее, заставил испытать стыд за то, что Витя показал их. В следующий раз, для того, чтобы не заплакать, Вите проще будет не брать молоток в руки, ведь удары по пальцам неизбежны. А Тане дедушка показал, что причина ее неуспеха в том, что она девочка. И у Тани, скорее всего, не будет больше желания работать молотком…

Что же в итоге? Могут ли развиться склонности ребенка, если их не только не развивают, но и порицают? Конечно же, нет. Таким образом, ребенок выбирает модели поведения не исходя из своих побуждений и склонностей, а только в соответствии с полом. Родители и воспитатели, основываясь на закрепленных в сознании стереотипах относительно того, какой должна быть девочка и каким должен быть мальчик, часто осознанно, но порой и несознательно заставляют ребенка следовать этим стереотипам. У девочек поощряются такие проявления, как нежность, заботливость, терпимость, и порицается активность, агрессивность, напористость, доминантность. У мальчиков, конечно же, наоборот. Таким образом, родители путем поощрения и порицания формируют характер ребенка.

Родители часто говорят девочкам: «Будь аккуратной, ты же девочка», «Не смей драться, ты же не мальчишка!». Мальчики с детства слышат: «Не плачь, ты же мальчик», «Дай сдачи, будь настоящим мужчиной», «Девочек обижать нельзя». Каковы последствия этих фраз?
Пример 1.
Сережа (3,5 года) и Маша (4 года) бегали наперегонки, столкнулись и упали. Им очень больно и они с ревом бегут к мамам. Машина мама сажает Машу на колени, успокаивает, целует. Сереже тоже хочется, чтобы его пожалели, но он слышит твердый голос мамы: «Не реви, ты же мужчина. Мужчины никогда не плачут». Сереже очень хочется быть мужчиной, но еще больше он хочет, чтобы мама им гордилась. Он изо всех сил сжимает губы. В его глазах слезы, но он мужественно молчит. Ведь он мужчина. Маша быстро успокаивается и бежит играть с детьми, кажется, она уже забыла об инциденте. А Сережа еще долго сидит на скамейке рядом с мамой и всхлипывает, сдерживая слезы и вытирая грязными ручками сопли.
Ребенок сдерживает эмоции, не дает им выхода, тем самым не происходит эмоциональной разрядки. Остается лишь эмоциональное напряжение. Именно поэтому мужчины вырастают менее эмоциональным, чем женщины. Мужчинам негласно запрещено жаловаться, делиться проблемами с близкими. Мужчины вынуждены стравляться со стрессами в одиночку. Поэтому мужчины чаще, чем справляются со стрессами с помощью алкоголя, экстремальных увлечений и риска.
Пример 2.
Воспитательница в детском саду жалуется маме, что Владик (6 лет) дерется с девочкой. «Поговорите с сыном! Он будущий мужчина и не должен обижать девочек!». Расстроенная мама стала расспрашивать Владика, что произошло. И что же она узнала? Оказывается, одна девочка, Таня, постоянно толкает Владика. Владик долго терпел и сегодня толкнул ее в ответ. Таня сразу побежала жаловаться воспитателю. Владика поставили в угол. Мама была в растерянности. Что делать? О чем говорить с сыном? С одной стороны он прав, с другой – не прав. Мама помнила Таню. Высокая (на пол-говы выше Владика), шумная и бойкая девочка, Таня была сильнее любого мальчика в группе. Но ведь она девочка… Мама глубоко задумалась. В нашем обществе не принято бить женщин, такое поведение осуждается. Однако стойкий гендерный стереотип «девочек бить нельзя» порой очень эффективно используется девочками, которые задирают мальчиков, обзывают, сами их бьют, но в случае минимальной агрессии в свой адрес жалуются взрослым и при этом кричат: «Я девочка, девочек бить нельзя». Сказать Владику, что нельзя драться с девочками, так как они слабее и их нужно защищать? Эта фраза не выдерживает элементарной логической проверки. Таня сильнее Владика, а от безнаказанности еще и задиристее. Девочки часто нападают, понимая, что ругать будут мальчиков. Прошло уже около получала, а мама и Владик все еще молча сидели на диване. Мама молчала, думала, что и как сказать сыну, а Владик молчал, потому что не знал как объяснить маме, почему он толкнул девочку. Наконец мама начала: «Сынок, в нашем обществе есть правила. Вежливый мужчина не будет обижать женщину, даже если она сильнее или если она нападает. Бывает, что девочки задираются. Я думаю, можешь сказать Тане, что если бы она была мальчиками, ты бы подрался с ней, но так как она девочка, то ты не будешь, потому что это не приято. Девочки и мальчики иногда дерутся. Я понимаю, что тебе было обидно и неприятно, когда тебя наказали». Владик прижался к маме и засопел. Мама погладила его по голове и поцеловала.
Иногда мы становимся заложниками гендерных стереотипов. Неписаные правила, не всегда логичные и обоснованные, очень осложняют нам жизнь.
Пример 3.
Жил-был мальчик Слава. Слава очень любил играть в куклы. Дома у него была одна кукла. Однако родители не поощряли его увлечения и старались покупать ему пистолеты, железную дорогу и другие «мальчишечьи» игрушки. Но Славик предпочитал куклу. Однажды чаша терпения родителей переполнилась и они просто запретили Славику играть куклой. Родители ожидали, что Славик будет плакать, просить разрешить играть куклой и уже готовились держать стойкую оборону. Но мальчик повел себя иначе. Он просто сломал куклу.
Что сделал ребенок? Он не смог противостоять родительской воле, не мог более играть куклой. Поэтому он проявил типично маскулинное поведение: проявил агрессию по отношению к желаемому предмету и раз и навсегда избавился от него. Теперь он не мог играть в куклы хотя бы потому, что других кукол у него просто не было. Примечательно, что родители не ругали его за то, что он сломал куклу. Этот тип поведения вполне укладывался в их представления о «нормальном мальчике».
Внедряя с сознание детей гендерные стереотипы, мы часто вредим им. Давайте стараться быть чувствительнее и понимать, что некоторые стереотипы – это пережиток прошлого.
(с) Юлия Гусева, психолог
http://vk.com/psyhlp

{social}


Для комментирования нужно зарегистрироваться или войти

Яндекс.Метрика

2011-2022 © Я познаю МИР. Перепечатка только с разрешения Администрации сайта.

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440