This website works best with JavaScript enabled
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

strahihО СТРАХАХ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДУПРЕДИТЬ (Часть 1)
Наверняка, Вы встречали людей, которые боятся собак, опасаются водить автомобиль, испытывают страх перед будущим. Что стоит за этими страхами? Это может быть негативный прошлый опыт: в детстве покусала собака или человек попал в аварию и теперь боится сесть за руль. Может быть, влияние окружающих. Например, родители все время повторяли ребенку: «Берегись собак, многие из них больны бешенством, они тебя покусают». Или женщина могла слышать от знакомых,

что женщина никогда не научится водить автомобиль так же хорошо как мужчина. Причиной страха перед будущим может быть неуверенность в себе.
Есть ли объективные причины испытывать страх? На этот вопрос ответить крайне сложно. С одной стороны, страх помогает человеку избежать многих опасностей. Например, мы не будем перепрыгивать через глубокую канаву из страха свалиться в нее. Это, конечно, хорошо. Многие взрослые постараются держаться подальше от чужой собаки из соображений собственной безопасности. А вот большинство МАЛЕНЬКИХ детей не боятся собак потому, что они не знают, что их нужно бояться (страхи животных типичны для детей примерно 5-7 лет). Вспомните эпизод из детского мультипликационного фильма про Крокодила Гену и Чебурашку. Когда старуха Шапокляк выпустила из сумки Лариску, то и Крокодил Гена, и девочка Галя, и собачка Тобик испуганно спрятались. Чебурашка же не испугался.
— А ты не боишься крыс? – спросила его Шапокляк удивленно.
— Нет, – ответил Чебурашка.
— Темнота!
Даже в словах Шапокляк уже открывается суть феномена: боится только тот, кто знает, что нужно бояться.
В эксперименте американского психолога-бихевиориста Джона Уотсона, проведенного в начале ХХ века, 9-месячному мальчику Альберту предлагали поиграть с белой мышкой. Мальчику очень нравилась мышка и он с удовольствием играл с ней. Когда игру стали сопровождать громким звуком, мальчик начинал плакать. Через некоторое время мальчик плакал навзрыд, когда ему всего лишь показывали мышку. Мало того, он стал бояться всего, что напоминало бы ему мышку: куска белой ваты, бороды Санта Клауса и других подобных вещей. У него появился страх перед мышью или, используя научную терминологию, выработался условный рефлекс.
Подытоживая, отметим, что страх – это эмоциональное состояние, которое вызывается вестью о реальной или мнимой опасности. В следующей заметке я расскажу о причинах страхов.
(с) Юлия Гусева, психолог, гештальт-консультант, кандидат психологических наук.
Другие статьи автора можно прочесть в группе http://vk.com/psyhlp

{social}


Для комментирования нужно зарегистрироваться или войти

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440