This website works best with JavaScript enabled

sova

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О СТРАХАХ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДУПРЕДИТЬ (Часть 2)babayg
В прошлый раз мы говорили о страхах. Каковы же причины страха?
Психолог Дж. Боулби считает, что страх может появиться в присутствии чего-то угрожающего или, напротив, в отсутствии того, что обеспечивает безопасность. Например, для младенца угрожающей ситуацией является отсутствия матери.
Дж. Грэй считает, что страх может возникнуть, если событие не происходит в ожидаемом месте и в ожидаемое время. То есть, отсутствие стабильности и постоянства – причина страха.
Страх может появиться в результате

испытанной ранее боли или иных неприятных ощущений или эмоций. Такой страх будет носить условно-рефлекторый характер (вспомним эксперимент Джона Уотсона над мальчиком Альбертом).
Психолог С. Речмен обращает внимание на то, что страх может проявиться и в случае, когда человек ни разу не сталкивался с опасностью, а лишь слышал о ней от других людей или читал в книгах. Например, многие из тех людей, что боятся змей, никогда не имели с ними дела. То есть, причиной возникновения страха оказывается социальное взаимодействие, влияние других людей.
Например, маленький ребенок боится милиционеров и вообще всех, кто носит форму (военных, проводников, летчиков и т.д.). Совершенно очевидно, что у ребенка нет объективных причин бояться милиционера. Однако бабушка частенько использует такой дисциплинарный прием: «Не балуйся, сиди тихо, а то придет милиционер и тебя заберет», - говорит она. Естественно, ребенок не хочет попасть в руки какому-то страшному милиционеру, который ходит и забирает детей. Вот и появился страх. И причиной страха является именно взрослый, который этот страх сформировал и закрепил. Многообразие приобретенных детских страхов велико: Бабай, Серый Волк, Баба Яга, Кикимора Болотная, Леший, Чужой Дядя, Вор, Бандит и список этот можно продолжать до бесконечности.
Каковы же последствия страха? Сильный страх сопровождается неуверенностью в себе и дурными предчувствиями. Как следствие, страх может мешать продуктивной деятельности.
Например, ребенок тянется к ножницам. Он уже видел как мама резала бумагу и ножницы делали так задорно «чик-чик-чик». Конечно, ребенку тоже хочется также «чикать» и отрезать кусочки бумаги. Он протягивает руку, но громкий крик заставляет его отдернуть руку: «Не трогай, ты поранишься, это опасно». Какой страх появляется? Возможно, что страх перед ножницами. Но не это главное. Самое важное, что регулярные «не трогай», «ты еще маленький», «поставь на место» или даже «у тебя не получится» становятся причиной появления страха инициативы. Ребенок понимает, что за проявленную самостоятельность его будут ругать и не стремится проявлять ее.
(с) Юлия Гусева, психолог, гештальт-консультант, кандидат психологических наук.
Другие статьи автора можно прочесть в группе http://vk.com/psyhlp

{social}


Для комментирования нужно зарегистрироваться или войти

Яндекс.Метрика

2011-2022 © Я познаю МИР. Перепечатка только с разрешения Администрации сайта.

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440