This website works best with JavaScript enabled

sova

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

malishДОСАДНЫЕ МЕЛОЧИ

- Десятимесячная Валя радостно грохочет кастрюлей и крышкой
- Годовалый Вася со всей силы стучит ложкой по полу
- Полуторагодовалый Леша отрывает куски туалетной бумаги и бросает их в унитаз
- Двухлетний Антошка открывает дверцу кухонного шкафа и с грохотом закрывает ее

Вам кажется, что картинки я подсмотрела у вас дома и записала? Позвольте, но я же не была у вас дома...

Правда, несколько сотен мам были у меня на приеме с подобными запросами, да и мои дети не отстают от других. Мамы этих детей жаловались, что дети их не слушаются и им приходится применять различные меры, порой суровые.

Мама Вали: «Я 10 раз сказала Вале, чтобы она перестала, потом убрала кастрюлю высоко на полку. Валя ревела пол-часа».

Мама Васи: «Я предложила Васе погремушки, пластмассовую ложку, но он не хотел ими играть. Пришлось терпеть. Когда он наигрался, я убрала ложку и больше не даю ему играть посудой».

Мама Леши: «Я разрешила Леше рвать бумагу. Он изорвал несколько рулонов за несколько дней и потом перестал это делать».

Мама Антошки: «Мне пришлось завязать дверцы шкафа веревкой, но сын начал открывать другие дверцы. Тогда я купила специальные защелки для дверей и теперь у нас все двери на замке».

Что же делать?
Для начала маме стоит спросить себя: «Что мне не нравится в поведении ребенка? Что меня раздражает?».
Родителей чаще всего беспокоит, что
- дети могут испортить дорогие вещи;
- дети издают слишком много шума;
- дети не реагируют на просьбы родителей перестать делать то, что не нравится родителям.
Первая причина вполне обоснована. Если вам жаль вещей, то оптимальным вариантом будет организовать жизненное пространство таким образом, чтобы ребенок не мог испортить то, что вам дорого. Уберите с журнального столика хрустальную вазу, временно не пользуйтесь любимыми фарфоровыми тарелками. У вас дома стало не так уютно? Зато ваши вещи и ваша психика в безопасности. Пусть ребенок берет то, что можно: гремит старыми мисками, рвет журналы, раскручивает ненужные клубки ниток.
Почему дети игрушкам предпочитают вещи взрослых? Потому что они смотрят на взрослых и хотят им подражать, хотят быть «как мама». В психологии этот процесс называется идентификация (отождествление себя со значимым объектом). Вам кажется, что ребенок балуется, когда рвет туалетную бумагу и бросает ее в унитаз? Не спешите отбирать рулон и предлагать ему рвать старую газету. Скорее всего, ребенок увидел, что воспользовались бумагой и бросили ее в унитаз. Спустив в унитаз два-три рулона за несколько дней, ваш ребенок потеряет интерес к этому занятию. Но зато приобретет важный для него опыт.
Если вы будете давать ребенку возможность брать и использовать в игре разные вещи, то вам будет проще отвлечь его внимание от того, что «нельзя». Если у ребенка сто «нельзя» и можно играть только игрушками, то ваша жизнь будет напоминать ад, вы будете постоянно отбирать у ребенка разные вещи, а он настойчиво будет их брать. Если же вы запрещаете брать только пару вещей из ста, то ребенку будет проще принять отказ.
Ребенок шумит? Если вы в состоянии потерпеть, то ничего страшного нет в том, что ребенок из кастрюли сделал барабан. Он сам придумал себе игру, сам осуществил и сам наслаждается. Ну не молодец ли? Но если вы не хотите, чтобы ребенок хлопал дверью шкафа. Можно переориентировать ребенка на другую игру: «А давай тихонечко закроем дверцу, чтобы она не сломалась. Вот молодец!». Если запретов не слишком много, то ребенок обычно с готовностью переключается на новое занятие.
Вас беспокоит, что дети вас не слышат? Вы много раз сказали «нельзя», но ребенок продолжает делать свое? Если ребенок не слышит просьб, то это, скорее всего, сигнал к тому, что вы много говорите в повелительном тоне, который ребенок не хочет слышать. И он перестает слышать. Если вы начинаете жить около вокзала, то первое время вам мешают поезда, а потом вы перестаете их слышать, они становятся фоном. Точно так же и с надоедливыми просьбами, криками. Они уходят в фон. Лучше после первой неуслышанной просьбы подойти к ребенку, дотронуться (взять за руку, положить руку на плечо), посмотреть на ребенка и повторить свою просьбу. И лучше сделать это вместе, немного помочь. Ругать и запугивать совершенно бессмысленно. Это не приведет к послушанию, скорее, это приведет к лицемерию, обману и детской лжи.
И напоследок подумаем, каким было бы оптимальное поведение родителей наших маленьких героев.
Кто ответственен за то, что Валя (ей 10 мес.!) смогла самостоятельно достать кастрюлю? Конечно, мама, которая не убрала кастрюлю на полку. Готов ли 10-месячный ребенок подчиниться таким приказам как «перестань, не шуми!»? Увы, нет. Маме нужно постараться переключить внимание Вали на что-то более интересное. Либо терпеть, дать возможность дочери поиграть кастрюлей и уже потом сделать так, чтобы дочь не могла взять предметы, нежелательные для игры. Именно так поступила мама Васи. В итоге ей не пришлось слушать получасовой рев. Леша быстро наигрался бумагой и проблема исчерпана. В противном же случае, можно было бы месяцами прятать от Леши туалетную бумагу и он все равно старался бы достать ее. Закрывать ли двери на специальные замки как мама Антошки? Частично – да. Но если есть возможность, лучше оставить пару ящиков, в которые ребенку будет позволено заглянуть, иногда погреметь дверцами, достать интересные вещи. Это может быть ящик с кухонной посудой (той, которую не жалко) или ящик с безопасными предметами. Дайте возможность ребенку исследовать мир, находить что-то новое для игр.

Юлия Гусева, психолог, канд. психол. наук, Санкт-Петербург http://vk.com/psyhlp

{social}


Для комментирования нужно зарегистрироваться или войти

Яндекс.Метрика

2011-2022 © Я познаю МИР. Перепечатка только с разрешения Администрации сайта.

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440