This website works best with JavaScript enabled

sova

Интересно обо всем мире

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

uspehДОСТИГАЕМ УСПЕХА ИЛИ ИЗБЕГАЕМ НЕУДАЧ?
Психоаналитик Эрик Эриксон выделил стадию в развитии ребенка, которую назвал «Возраст игры: инициативность – вина». Эта стадия длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. В этот период ребенок активно учится, получает массу информации извне. Похвала родителей стимулирует его активность (порождает инициативу), ребенок учится быть самостоятельным – принимать решения, отвечать за свои поступки. Если самостоятельность ребенка не только не поощряется, но и подавляется, у ребенка появляется чувство вины, апатия, нежелание действовать. Таким образом, родительская

стимуляция приводит к формированию инициативной независимой личности.
Согласно теории мотивации достижения успеха и избегания неудач Д. Маккелланда, все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются в процессе жизни. Были описаны два типа людей: люди, стремящиеся к успеху и люди, стремящиеся избежать неудачи. Мотивация достижения проявляется как потребность личности в достижении успеха в различных видах деятельности, особенно в условиях соревнования с другими людьми. Мотивация избегания неудач, напротив, связана со стремлением человека избегать тех ситуаций, в которых, как он полагает, велика вероятность провала.
В эксперименте Ф. Хоппе было показано, что поведение людей различается в ситуации потенциального успеха или неудачи. Испытуемым предлагалось самим решить семь задач на сообразительность, самостоятельно выбирая карточки с их условиями из трех стопок: легких, средних и трудных задач. Перед началом эксперимента испытуемым предлагалось угадать, сколько задач из семи они сумеют решить. Оказалось, что люди, которые первоначально занижали свои возможности, выбирали более легкие или самые сложные задачи, а те, кто оценивал свои возможности адекватно, выбирали преимущественно задачи среднего уровня сложности, но готовы были отступить от «золотой середины», если задачи казались им слишком легкими или сложными.
Этот эксперимент продемонстрировал, что люди с мотивацией достижения активно ищут и принимают ситуации достижения, не боятся ситуаций конкуренции, соревнования. Готовы принимать личную ответственность за исход ситуации. Избегают рискованных и непредсказуемых ситуаций. Они выбирают адекватные цели, успех при достижении которых позволяет подтвердить свою самооценку. Напротив, люди, стремящиеся избежать неудачи, избегают подобных ситуаций, избегают ответственности, иногда идут на неразумный риск. Они ставят перед собой или очень легкие или трудные цели, успех или неуспех не влияет на их самооценку.
Как мы уже упоминали, мотивация достижения и избегания неудачи формируется в течение жизни прежде всего под влиянием семейного воспитания. Если ребенок часто получает адекватные поощрения за свои успеха, то высока вероятность формирования мотивации достижения, и наоборот. Я заострила внимание на слове «адекватные». Дело в том, что похвала должна быть пропорциональна сделанному. Представим себе ситуацию. Годовалый ребенок впервые сложил башенку из двух кубиков. По сути, он всего лишь поставил один кубик на другой. Нужно ли его хвалить? Конечно, нужно! Он освоил новый навык, он многого достиг! Но вот трехлетний малыш построил башню из четырех или даже пяти кубиков. Уместна ли здесь похвала? Если честно, то наши восторженные возгласы типа «Ах, какой Вася молодец! Ах, какую он чудную башенку построил!» будут выглядеть по меньшей мере странно. Это уже не первая башня, которую построил Вася и построить башню ему было совсем не сложно. Мало того, такая неуместная похвала приводит только к тому, что ребенок ожидает похвалы буквально за каждый свой шаг. В этом случае, у него формируется неадекватная, завышенная самооценка. Конечно, если ребенок спрашивает: «Хорошая у меня башенка получилась?», мы не можем ответить что-то типа «Обычная башенка, такую любой малыш построить может. Ты уже большой, ты должен крепости строить». Такой ответ не просто обидит ребенка, он может стать фактором формирования мотивации избегания неудач. Но ведь мы можем найти в этой башне что-то интересное: «Хорошая башенка. Вся из красных кубиков. А рядом можно синюю построить».
(с) Юлия Гусева, психолог, гештальт-консультант, кандидат психологических наук.
Другие статьи автора можно прочесть в группе http://vk.com/psyhlp

{social}


Для комментирования нужно зарегистрироваться или войти

Яндекс.Метрика

2011-2022 © Я познаю МИР. Перепечатка только с разрешения Администрации сайта.

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440